Добро пожаловать в Облако Образовательных Смыслов!
Облако является дополнением к Стратегическому блокноту Lifelong Learning.
Здесь мы публикуем подробную информацию о том, как эффективно учиться со смыслом.

Облако разделено на 10 глав, которые вы видите на навигационной панели.
Кликните на необходимый раздел и познакомьтесь с ключевыми идеями,
которые помогут вам выстроить свою образовательную траекторию.

Преимущества электронного дополнения к печатному блокноту

1. Экологичность: мы любим описывать тему исчерпывающе, но решили поберечь
бумагу при печати блокнотов и основной массив нашей разработки перенести
на электронный носитель.

2. Обновляемость: наука и практика не стоят на месте, и с Облаком Образовательных
Смыслов у нас как авторов-разработчиков появляется возможность
обновлять разработку, чтобы вы у вас под рукой была
актуальная информация из мира самообразования.

3. Экономия:
разработав Облако, мы уменьшили себестоимость издания
блокнота. Приятный бонус для наших читателей и пользователей блокнота!


Настя Гулеватая,
Настя Шарманова

ГЛАВА 1
Как учиться
с удовольствием
ГЛАВА 2
Как концентрировать
внимание на главном
ГЛАВА 3
Как учиться
с комфортом
ГЛАВА 4
Как быть активным
слушателем лекции
Что не так с лекциями?
Логично предположить, что активные методы обучения дают больший процент усвоения материала, чем пассивные. Что касается такого формата обучения, как лекция, то она является пассивным методом и, согласно ученым Национальной тренинговой лаборатории США, приблизительный процент запоминания материала в ходе этого вида обучения составляет всего лишь 5%.

Довольно-таки мало, согласитесь? В какой-то степени это означает, что сама по себе лекция практически ничего не стоит. Разумеется, за ней всегда стоит труд лектора (его подготовка, ораторские навыки, умение взаимодействовать с аудиторией и т. д.), и не стоит умалять важность подобного формата в учебном процессе; мы лишь хотим сделать акцент на том, что лекция не должна быть «игрой в одни ворота». Ход лекции предполагает, что у преподавателя есть определенные задачи перед аудиторией, однако перед вами также должны стоять ваши собственные, иначе вы рискуете остаться с вышеупомянутыми пятью процентами.


«Какую задачу я ставлю себе в ходе прослушивания лекции?»
Быть активным – важно
По мнению специалистов, мы гораздо хуже запоминаем то, что слышим на лекциях (уроках, вебинарах), но лучше то, что обдумываем и обсуждаем с другими людьми.

Исходя из этого, формируется одна простая истина: чем более мы активны в процессе получения знаний, тем лучше они запоминаются и усваиваются. К сожалению, в университетах не учат тому, как быть активным слушателем лекции, и зачастую задача преподавателя сводится к тому, чтобы просто «выдать» нужное количество информации, а далее уже все зависит от самого слушателя и его навыков.

Если лекция становится первым этапом получения новой информации, то впоследствии именно от нее будет зависеть дальнейшее усвоение материала.

Итак, что лежит в основе активного слушания?

Как быть активным слушателем?
Что делать, чтобы взять максимум от лекционного материала (каким бы монотонным ни был лектор)
1
Готовиться к лекции (хоть вы и не лектор)
Далеко не к каждой лекции требуется подготовка, однако, если материал особо сложный или вы не всегда поспеваете за лектором, то заблаговременное изучение темы может стать для вас отличным подспорьем: материал станет понятнее, вы почувствуете себя увереннее, а также появится возможность заранее записать интересующие вопросы по тематике лекции. Более того, изучив материал самостоятельно, вы сможете «закрепить» его на лекции через повторение, что повысит шансы запоминания и реального понимания.
2
Использовать техники концентрации внимания (а не просто знать о них)
Концентрация внимания - один из самых основных аспектов активного слушателя, от которого будет напрямую зависеть процент усвоения учебного материала (этой теме посвящен отдельный раздел). Правда заключается в том, что вы можете привести себя на лекцию, сесть за удобный стол и писать за лектором слово в слово, однако, если ваше внимание будет рассеянно, то ничего из вышеперечисленного не поможет усвоить и половину необходимого материала.
3
Непосредственно участвовать в лекции (не притворяйтесь, что вас тут нет!)
Лекция – это та ситуация, где ваша активность работает на вас. Чем активнее вы принимаете участие в лекции (вопросы лектору, обсуждение, участие в дискуссии и т.д.), тем более эффективным будет запоминание и усвоение новой информации. Изучите простую схему, относящуюся к этому разделу, и запомните: непосредственное участие в лекции повышает исходные 5% эффективности, а значит, способствует более прочному пониманию и усвоению материала.
4
Следить за телом и рабочей позой (это тоже важно)
Если раньше исследователи говорили только о том, что по языку тела можно «прочесть» наше внутреннее состояние, то теперь все больше ученых склоняется к более глубокой теории (причем весьма подтвержденной): язык тела не только выражает наше отношение к предмету, но и напрямую влияет на его восприятие. Так, например, социальный психолог Эмми Кадди утверждает: поза уверенности для нашего тела – это поза, в которой ваши руки находятся на бедрах, а ноги широко расставлены (вспомните Чудо-женщину). Находясь в этой позе две и более минуты, есть шанс почувствовать себя более уверенным.

Профессор психологии Ричард Петти вместе с другими учеными университета Огайо в 2009 году опубликовали исследование в European Journal of Social Psychology. Суть эксперимента заключалась в следующем: студентов разделили на две группы и одну попросили занять «согнутую позу», сосредоточив взгляд на своих коленях, в то время как другой группе было сказано сесть прямо и податься грудью вперед. Спустя какое-то время их попросили перечислить три позитивных или негативных качества, которые, по их мнению, могут помочь или помешать в их будущей профессиональной карьере, а также пройти анкету, цель которой – оценка себя как будущего специалиста. Исследователи обнаружили, что ответы студентов напрямую зависели от принимаемой ими позы: те, кто сидел с «понурой головой» формулировали скорее негативные установки и не были уверены в своих ответах вообще, в то время как студенты, занимающие «уверенную и прямую позу» были более убедительны и позитивны в своих суждениях. Петти объясняет это тем, что прямая и уверенная поза способствуют приходу светлых мыслей.

Ученые также проводили ряд других экспериментов и пришли к выводу, что наша поза напрямую влияет на настроение, работоспособность, эмоции и даже депрессию. Даже если вам пока сложно в это поверить, попробуйте на лекции сидеть прямо, немного подавшись грудью вперед, поддерживая зрительный контакт с лектором и держа ручку наготове.
5
Понять, как вы будете отрабатывать лекционный материал (да, после лекции обучение только начинается!)
Если весь процесс слушания лекции представить прямой, на которой первым пунктом будет отмечена «первичная подготовка», о которой мы писали выше, то самым завершающим ее аспектом станет практика и закрепление материала. Только практика создает новые нейронные связи. Именно поэтому крайне важным является то, что вы планируете предпринимать после того, как вышли с лекции в реальный мир.

Вспомните о 5%, о которых мы писали ранее. Ваша задача – превратить их в нечто большее посредством активных или других пассивных методов обучения. Необязательно делать так, как делают все остальные. Узнавайте себя и пробуйте что-то новое в самообразовании. Может быть, вы придете к выводу, что групповые обсуждения темы гарантируют именно вам лучшее запоминание, или вполне возможно поймете, что обучение других позволяет вам бороться с кривой забывания.
ГЛАВА 5
Как вести конспект
и систематизировать
материал
ГЛАВА 6
Как надёжно запоминать
самое важное
ГЛАВА 7
Как встроить новые
знания в свою систему
ГЛАВА 8
Как взаимодействовать
с единомышленниками
ГЛАВА 9
Как решать творческие
и практические задачи
ГЛАВА 10
Как от теории перейти
к практике