Заметки

Интегративная сложность, или про совмещение несовместимого

ИНТЕГРАТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ,
или про совмещение 10 работ и 100 хобби

Внезапно мне становится страшно от того, что я сочетаю в жизни так много всего. Паша поделился: «Я не знаю, что ответить, когда меня спрашивают о твоей профессии: ты преподаватель английского? Или образовательный психолог? Языковой коуч? Йога-инструктор? Автор курса по эффективным презентациям? А еще, говоришь, тебя пригласили вести тренинги для подростков по мета-навыкам? Собираешься в аспирантуру на философский?» А я тоже не знаю, как называется все это вместе. Потому что такого еще нет на карте. Или есть, но в разных частях, и между этими частями еще не проложена дорога. Я в уязвимом меньшинстве.

Все эти книги Барбары Шер ввели меня в заблуждение. Казалось, что я сканер, привыкший считать себя дайвером. И при этом я не могла сказать, что беззаботно скачу по верхушкам с ветки на ветку. Но и копаться в деталях одной ниши мне быстро надоедает. У меня в библиотеке помимо сотен прочитанных книг – сотни недочитанных: выхватила суть и пошла дальше – стало не актуально или просто все понятно, пропал интерес. В бесчисленных ежедневниках помимо нескольких больших реализованных проектов и идей – десятки набросков, которые когда-то зажигали меня, но так и остались спешащим карандашом на клочке бумаги. Кто же я?

На пересечении разных занятий (книги и статьи, наука, йога, консультирование, преподавание) мне открывается большой, обобщающий все смысл. Именно его я так долго искала в узких нишах (преподавание, презентации, смм и т.д.) – и не находила. Это не сканнинг и не дайвинг (прости, Барбара) – это научный стиль мышления, как бы непопулярно это ни было в инстаграмах и на чужих кухнях. Я хочу заниматься междисциплинарными исследованиями – видеть суть, большую картинку, принципы, как бы ни отстраняло это от меня мое привычное окружение. Каждый день – новое в рамках большой картинки. Обобщать, синтезировать, анализировать. Для меня ни с чем не сравнимый кайф – получать маленький научный инсайт или практическое озарение, как бы моя погружённость в работу и серьезное лицо ни пугали других.

И тогда я начала понимать, что это не слабость, это сила, и имя ей – интегративная сложность. Я хочу находить новые точки на карте. В моих руках вырисовываются контуры атласа будущего образования в быстроменяющемся мире. Внутренняя ответственность ведет меня по этому пути, как бы ни пыталась свернуть за угол за «быстрыми выплатами» и мгновенными красивыми результатами для хвастовства. Впервые, расчистив ментальное пространство и поставив на mute чужую разноголосицу, я твердо чувствую, как мое видение – только рождающееся, странное, мало кому ясное – может помочь миру. На это нужно время и усердие – много времени и много усердия.

Итак, неуверенной походкой я иду по канату, разделяющим конформизм и нон-конформизм, – но первый шаг уже сделан. И пока не знаю, смогу ли я выдержать путь интегративной сложности до конца – совмещать (по привычным всем меркам) несовместимое и не сдаться – это внутренне очень непросто. Сложно найти союзников среди привычного окружения, когда ты уже точно знаешь, что линейный путь тебе не подходит. Как сказал мой психологически-астрологический единомышленник Oxymiron, «Мы всё преодолеем — если нет, то я не водолей».

P.S. Люди, личность которых обладает интегративной сложностью, масштабно успешны. Интегративная сложность – это компетенции, навыки и интересы, которые, на первый взгляд, мало сочетаются друг с другом. Если вам интересно, почему так происходит, изучите публикации Майкла Симмонса. Весь эот разговор – к вопросу о том, что навыки будущего – это метанавыки, а не soft skills или hard skills.